kambirus (kambirus) wrote,
kambirus
kambirus

Category:

Историческая справка о абазинах

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

Абазины (Абаза) – коренной народ Кавказа. Абазины (абазги/абаза), абхазы (апсилы/апсуа) и убыхи (пех), являются народами, составляющие единый этнос - Абаза. Абазинский язык относится абхазо-адыгской языковой группе иберийско-кавказских языков, лингвисты признали абазинский язык одним из самых трудных в Мире. В субъэтническом отношении абазины делятся на две группы: тапанта (ашуа) и ашкарауа. На сегодняшний день абазины в основном проживают в Карачаево-Черкесской республике, Ставропольском крае, в Республике Абхазия и в качестве диаспор представлены в Турции, Египте, Сирии, Иордании и в других странах Мира.
В III тысячелетии до н.э. предки современных абазин, абхазов и убыхов основали Ашуйское государство и стали создателями собственной письменности. Территория Ашуйского государства простиралась от Черного моря на юге, до нынешнего Майкопа на севере и выходила за пределы рек Кубани на северо-западе и Фазиса (Риони) на юго-востоке. Письменные памятники ашуйского языка охватывают период с середины III тысячелетия до н.э. по V в. н.э.
Что касается этнонима абаза или абазги, надо отметить, что он встречается в сочинениях античных авторов начиная с древнегреческого историка Геродота (V в. до н. э.) в своей карте Древнего Мира в перечне народов, обитавших по берегу Понта Эвксинского, он называет также и племя абасгов. Древнегреческий географ и историк Страбон Амасийский в одной из своих книг пишет, что земля Абазгии начинается от Понтоса, раскинута по всему побережью Черного моря, до Армении. По свидетельству М. Медичи Абазы проживают от Сухума до Анапы. Абазы живут выше Сванетов и Менгрельцев, на Западе от Кавказа, по берегам Черного моря, где находится много пристаней и около истока реки Кубани. Известно также, что на рубеже IV-V веков в Египте стояло римское воинское подразделение, носившее название «Первая когорта абазгов». Абазгские отряды под названием «Первое крыло абазгов» (Ala prima abasgorum) составляли нередко особую часть Византийской армии и принимали активное участие во многих крупных военных операциях, которые приходилось осуществлять Византии. Упоминание племенного названия «абазг» встречается у известного византийского философа XI в. Иоанна Итала, писавшего письмо «Грамматику Абазгу».
Еще в далеком средневековье, начиная с XI века между абазинами и Древней Русью, складывались мирные, добрососедские отношения, основанные на узах родства. Абазинские княжны были женами великих русских князей. Русский историк-энциклопедист В.Н. Татищев в своем труде первой «Истории Российской» сообщал об «абаза», «от которых несколько королевских дочерей браны в замужество за великих князей Мстислава Великого, Изяслава II, Всеволода III». Об этом так же упоминает и Н.М. Карамзин в своем многотомнике «История государства Российского»: «Брак Изяславов 1154 г. Невестою Изяслава I Великого была Княжна Абазинская».
В 1073 г. в росписи Киево-Печерской лавры участвовали иконописцы греки и обезы, так русские летописцы называли абазин. В 1083 г. абазгские мастера участвуют в живописном оформлении Успенского собора Печорского монастыря, Софийского собора в Киеве. При постройке и украшении церквей в Тмутарканском княжестве использовали кавказские орнаментальные мотивы и даже приглашали кавказских иконописцев, в частности обезов-абазин, писать иконы.
Великий русский полководец А.В. Суворов, направленный на службу в Крым и на Кавказ, в своих многочисленных рапортах так же упоминает об абазинах: “... От устья Кубани простираетца стрелка по Черному морю, сочиняющая сказываемой залив верст до сорока к абазинам, оттуда береговою горою остаетца немного далее до Суджук-Кале...”.
К тому же периоду относится выдержка из письма посла России в Стамбуле А. Стахиева адресованная А. Константинову (1779 г. августа 6-го. Турецко-крымские противоречия по вопросу поддан¬ства абазин и принад-лежности крепостей по Черноморско¬му побережью Кавказа): «... А что касается до Суджука, оный город собственным турецким иждивением построен на абазинской земле и не бывал никогда в татарских руках, да и в мирном трактате только один Таман им уступлен…».
Извлечение из приложения к письму А. Стахиева графу Н. Панину от 27 сентября 1778 г. Из беседы с капитан-пашой, командующим турецким флотом: «... На сих днях приехал к Гассан-паше султан Кадыр-Гирей, в Крыму живший, а потом прибегший к абазинцам, отправивши свою семью в Румелию. Он предлагал адмиралу, что абазинское войско в состоянии поразить крымских неприятелей, по¬тому что из 36 тамошних беев каждый может соб¬рать до 15000 войска независимо от черкесов, которые также могут поставить немалое число оного, и таким образом он всеми мерами побуждал Гассан-пашу на войну против Крыма, обещая золотые горы...».
В конце XVIII в. Абазинский народ был втянут в Кавказскую войну. Однако, параллельно абазины как противостояли царским войскам, так и принимали активное участие в военных кампаниях на стороне Российской Империи. В частности, в Русско-Турецкой войне 1877-1878 гг., в Русско-Японской войне 1904-1905гг., в Первой Мировой войне, многие из абазин были награждены высокими наградами, в том числе и Георгиевскими крестами.
Во время Второй Мировой войны абазины, как и весь советский народ, поднялись на войну с немецко-фашистскими захватчиками и потеряли около 3 тысяч человек на фронтах Великой Отечественной (по данным 1939 г. абазин насчитывалось 15.300 человек), а оставшиеся в живых вернулись домой в орденах и медалях.
Что же касается территории проведения Сочинской Олимпиады, то до 1864 года земли Красной Поляны (Кбаада) и Большого Сочи населяли абазинские, убыхские и абхазские общины. До середины XIX века абазинский народ владел обширными территориями на южных и северных склонах Кавказского хребта, Абазой называли земли Северо-Кавказских абазин - Малая Абаза и южных абазин - Большая Абаза.
Северо-Кавказские абазы занимали высокогорную часть северных склонов Кавказского хребта между верховьями рек Кумы и Подкумка, расселялись по левому берегу Кубани и бассейнах рек Теберды, Аксаута, Марухи, Кяфара, Урупа, Большой и Малой Лабы, Зеленчуков, Ходз, Белой и Губс. По карте С. Броневского территория Большой Абазии простиралась от Геленджикского залива до реки Ингур. На карте 1830 г., на которую ссылается Ш.Д. Инал-Ипа, территория от Гагры до Анапы, так же обозначена как Большая Абаза. Южные абазы составляли несколько обществ Цандрипш, Ахчипсу, Аибга, Кечь, Аредба, Баг, Садзы-Джигеты, Убыхи и другие, живших в верховьях рек Мзымты, Бзыби, Хоста, Кечь, Аше, Магры, Шахе, Сочи и т.д.
Следует отметить, что ряд топонимов и гидронимов, которые бытуют и в настоящее время в районах Сочи, Туапсе связаны с абазинами. Так, например, не далеко от Сочи и сейчас есть поселок под названием Абазинка. Одна из рек и поселок в этом районе носит название Лоо, что связано с фамилией абазинских князей Лоовых. Река Кечь (приток р. Мзымта), где обитали джигетские Кечь, имеют свою параллель с Северо-Кавказскими абазинскими князьями и обществом Кячь (Кячевы). Название абазинского села Дарыкъвакт (Псыж) - имеет также абсолютную параллель в названии поселка Дадыркой и одной из рек, впадающей в море между Сочи и Туапсе. Название р. Багърыпста, что к северо-западу от Гагры (совр. Холодная речка), имеет свою параллель с абазинским обществом Баг (Баговы), которое находилось и на северных и южных склонах Кавказского хребта. Название реки и поселка Магры идет от абазинского мыгъра - рукав, а река Аше - от абазинского «брат», мыс Агрия - от абазинского агъра (рябой). А устье реки Шахе в ХVII-ХVIII вв. крупным торговым пунктом была морская стоянка Абаза. Поселок Джубга в дословном переводе с абазинского (тшы бгъа) означает «спина лошади».
Одно из последних упоминаний о проживании абазин на территории Черноморского побережья Кавказа связано с последней стадией Кавказской войны. Весной 1864 г., Кавказскую войну можно было считать оконченною и только горные южноабазинские племена Псху, Ахчипсоу, Аибга, Садзы-Джигеты, занимавшие ущелья по верховьям рек Мзымты и Бзыби, не хотели расставаться со своей свободой и оказывали последнее сопротивление царским войскам на Кавказе. Тогда жители Ахчипсоу еще не знали, что совсем скоро их аулу суждено, будет стать местом празднования события огромной исторической важности – окончания Кавказской войны.
18 марта 5 тысяч горцев - абазины, убыхи и шапсуги-хакучи с верховий Мзымты предприняли попытку остановить продвижение отряда Геймана, но под плотным артиллерийским огнем вскоре были вынуждены отступить. Уже к середине апреля войска не встречали в горах убыхов: они находились на берегу и выселялись в Турцию. Только горные абазины, оставались еще на своих местах. Для того чтобы завершить завоевание Западного Кавказа было решено все действовавшие на южных склонах гор российские войска разбить на четыре отряда. В первой половине апреля 1864 г. один из них двинулся из Гагры в долину р. Псху, второй - вверх по Мзымте, третий - от верховий Шахе параллельно Большому Кавказскому хребту и четвертый - из верховьев Малой Лабы в местность Кбаада, где все отряды должны были соединиться.
При движении по левому берегу Мзымты 2-й отряд встретил упорное сопротивление абазин. Столкновения между войсками и горцами продолжались около недели. Вскоре и некоторые абазинские племена начали покидать свои аулы и выходить к морю для ухода в Турцию.
А уже 21 мая 1864 г. царская Россия завершила войну победным парадом войск в верховьях реки Мзымта в абазинской местности Кбаада, известной сегодня как Красная Поляна, после чего более чем столетняя Кавказская война была закончена.
Большинство садзов-джигетов, псхуовцев, аибговцев, ахчипсоувцев погибли или ушли в Турцию. Согласно официальной русской статистике в Турцию одних только садзов ушло около 20 тысяч, т.е. все садзское население современного Сочи. Другая часть в основном женщины и дети, перешли через перевал в Северную Абазию и сейчас их потомки проживают в абазинских аулах Старо-Кувинск, Ново-Кувинск и Апсуа Карачаево-Черкесской республики.
После 1865 г. при проведении царским правительством территориально-административной реформы Кубанская область была разделена на 5 военно-народных округов, и абазинский народ оказался в ведомости трех разных округов. В пределах Зеленчукского округа находились абазинские аулы: Лоовско-Кубанский (Кубина), Лоовско-Зеленчукский (Инжич-Чукун), Бибердовский (Эльбурган), Дударуковский (Псыж), Клычевский (Псаучье-Дахе), Шахгиреевский (Апсуа), Егибоковский (Абазакт) и Кувинский (Старо-Кувинск, Ново-Кувинск); в Эльбрусском округе имелись Кумско-Лоовский (Красный Восток) и Хумаринский аулы абазин. В Лабинском округе абазины проживали совместно с бесленеевцами, беглыми кабардинцами и другими народами. В результате во второй половине XIX века в пределах Северо-Западного Кавказа осталась небольшая часть абазинского народа, преимущественно тапантинских подразделений, и перестали существовать горные аулы абазин.
Таким образом, после войны, переселения в Турцию и расселения абазин по инонациональным аулам к началу ХХ века абазин насчитывалось около девяти тысяч человек. Сегодня абазины являются малочисленным народом Российской Федерации, по переписи населения 2002 года абазинский народ насчитывает около тридцати семи тысяч человек.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments